Этот довольно-таки общеизвестный отрывок Евангелия от Иоанна одновременно и вдохновляет читателей Библии к христианскому посвящению, стимулирует к обретению для себя большей любви к Богу, но и остаётся загадочным, задаёт собой некоторые вопросы и как будто бы оставляет их без ответа. Первое, что бросается в глаза вдумчивому читателю, – тройное обращение Иисуса к Петру, его тройное призвание. Почему так необычно? Наверное, что-то кроется за этим.. Но что? Второе – для читателей, которым известны древнегреческие слова αγαπη и φιλια, имеющие общий русский синоним любовь, – оставляет без объяснения игру этих слов в греческом тексте Евангелия. Почему на вопрос Христа Пётр отвечает другим словом, и почему Иисус в Своём третьем вопросе также делает замену? Ведь естественнее отвечать прямо, а если и употребляем мы какое-то другое слово в ответе, то тем хотим что-то отметить, то есть вкладываем смысл в эту замену. Для людей, имеющих представление о разнице смыслов упомянутых греческих слов, интерес к игре этих слов значительно возрастает. Третье – это опечаленность Петра при третьем вопросе. Мы всё, конечно, не рады тому, когда нас несколько раз переспрашивают, но почему именно печаль возникает в сердце Петра? Печаль Петра – что-то более ёмкое по своему существу, чем предполагаемая эмоция от повторяющихся вопросов Христа. Что же можно узнать об этой печали? На все эти вопросы читаемый нами отрывок не даёт прямого ответа. Возможно, есть и другие вопросы, но эти три я вижу наиболее очевидными и напрямую исходящими из текста. Ограничимся пока этим.
Благодаря этим словам Евангелия я имел в своей жизни одно из самых важных духовных переживаний – призвание служить, стать активным и ревностным учеником Христа. Это было процессом, наполненным разнообразием чувств, как позитивных, так и негативных. Именно личный опыт читателя заставляет скрупулёзно вчитываться в слова нашего отрывка, чтобы оценить свой опыт с опытом призвания человека, который призывался Христом стать строителем, руководителем, столпом рождающейся великой христианской Церкви. Сама же личность Петра (впрочем, это мы можем засчитать и четвёртым вопросом к трём поставленным нами ранее) также является в достаточной степени внутренне противоречивой, что делает его в Библии героем как положительным, так и порой отрицательным, поэтому его кандидатура на священный пост для многих может стать сомнительной. Но не для Христа. И каждому из нас это обще: мы во времена духовных переживаний остро ощущаем собственные недостатки и находим в них обоснование для нашей нерешительности. Но вот, мы снова встречаемся с нашим текстом, предметом размышления, и чувства снова оживают, и вновь нас волнуют поставленные нами вопросы.
Именно борьба, духовная, эмоциональная, сопровождает призвание человека Богом. Я нахожу в этом общий ключ к поставленным нами вопросам. Давайте по порядку: борьба в душе простого рыбака, отчаянного и импульсивного, отличающегося непостоянством человека вполне может стать причиной и настойчивого троекратного обращения Иисуса к Петру, и уклончивости в ответах Петра, выразившейся в подмене понятий αγαπη и φιλια, и его печали.
Общий библейский контекст может поддержать предположение о факте внутренней борьбы в сердце Петра, что послужило причиной необычного троекратного обращения к нему Иисусом Христом. Достаточно вспомнить несколько историй о призвании Богом героев Библии. В большинстве таких историй описывается борьба в персонажах в виде их робости, сомнений и даже ярко выраженного бегства, как это в случае с пророком Ионой. Такой внутренней борьбе посвящены целых две главы, третья и четвертая, книги Исход, где Господь Бог призывает Моисея на великое дело, но Моисей сомневается и в себе, и в реакции народа, и доводы Моисея имеют обоснование, но в итоге Моисей принимает Божье призвание. А призвание пророка Исайи? Ис. 6. Более короткое повествование, но красноречиво описывающее эмоциональное состояние молодого человека, который воспевал по себе «панихиду», чувствовал себя настолько недостойным, что чувствовал запах смерти от близости Святого. Вообще, размышляя о различных историях призвания человека Богом, мы находим властное Его обращение к человеку, но это вовсе не бесчувственный приказ, Бог знает, что Он призывает недостойных к такому возвышенному званию, и эти истории представляют нам Бога, понимающего человеческую немощь и обязательно что-то делающего, деликатно и нежно старающегося поменять внутреннюю оценку человеком самого себя и окружающей действительности. В случае с Петром мы, похоже, имеем образец Божьей дипломатии, которая в нашей истории подтверждает свою мудрость и разнообразие. Бог, как мы видим, обращается к человеку индивидуально, различно. Поэтому троекратность Иисусова обращения к Петру имеет отношение к внутреннему миру Петра, его уникальному духовному жизненному состоянию. Мы же можем из этого сделать выводы о личности Петра, а кто-то, может быть, найдёт и схожесть своего духовного опыта с опытом апостола Петра. Тем более, что и у нас призвание происходит процессом, и Господь стучится в наше сердце неоднократно.
Что касается второго нашего вопроса, то заявлю. что это не совсем верно, что αγαπη обязательно обозначает Божью любовь, а φιλια – любовь порядком ниже. Если вы посмотрите в словарь древнегреческого языка, то глаголы, от которых образованы эти слова, отличаются в своих смысловых рядах таким образом: любовь-«агапэ» придаёт любви принципиальный характер, т. е. не совсем эмоциональный, это «высоко ставить, ценить, предпочитать, воздавать почести», а любовь-«филиа» эмоциональна, это «относиться по-дружески, целовать, радушно принимать». То есть принципиальность любви-«агапэ» требует качественного отношения к своему объекту, выражающегося в ответственности, каких-то жизненных ценностях, выставленных приоритетах, которые стимулируют человека каким-либо образом менять свою жизнь под особенности объекта любви, а любовь-«филиа» – это естественное человеческое чувство тёплого отношения к своему объекту, и оно может оказаться очень зыбким и непостоянным, любая ситуация может изменить это чувство. Поэтому мы вполне можем понять Петра, который, если будучи честен, перед Богом, просто не в силах на вопрос Христа «αγαπας με;» ответить утвердительно тем же глаголом, потому что совсем недавно он совершил претящее отречение от Своего Господа. Как со всей ответственностью к своим словам мог ответить Пётр, что он настолько ценит Христа, ценит Его больше, нежели другие его соратники?
В третий же раз Иисус и Сам поменял слово в Своём вопросе: «φιλεις με;». Наверное, Иисус не ставил цель мучить совесть Петра, но Он снизошёл до его существа и задал вопрос попроще. Но и этот вопрос имел какое-то особое значение, поскольку автором отмечается, что именно после третьего вопроса Петр вдруг опечалился. Если учесть мучившую совесть Петра, то смутить его мог уже первый вопрос. Тут есть некоторая неопределённость, что же именно опечалило Петра, то ли, что Он задал вопрос уже в третий раз, или то, что Иисус сменил слово… Такую тонкость прокомментировать у меня нет объективных оснований, но, наверное, не столь суть важно. Возможно и то, и другое. Но печаль, почему именно она? Греческое слово λυπεϖ, в своих разных формах и производных находит широкое употребление в Библии, включая и Септуагинту, греческий перевод книг Ветхого Завета, и имеет значение «беспокоить, стеснять, тяготить, препятствовать, мешать, дразнить, теснить, преследовать, изводить, мучить, донимать, огорчать, удручать, терзать», в чём находит отражение наша гипотеза о глубокой внутренней борьбе в сердце Петра.
Вот такой спектр чувств произвел на естество Петра третий вопрос Христа. То же слово употребляется и в истории с огорчившимся после диалога с Иисусом богатого юноши, который «…отошел с печалью, потому что у него было большое имение» (Мф. 19:22). Тем же словом в Септуагинте описывается внутреннее состояние Каина перед его убийством своего брата: «Каин сильно огорчился, и поникло лице его» (Быт. 4:5). Это, может быть, слишком негативные примеры для сравнения со случаем с Петром, но именно такой широкий масштаб последствий может иметь эта печаль. Так и есть, во 2Кор. 7:8-12, мы читаем именно про ту печаль, которая сопровождает каждого (и не только христиан) в жизни диалог с Богом или с собственной совестью, и решающее действие на нашу дальнейшую судьбу имеет наша реакция на эту печаль.
Иисус не комментирует печаль Петра, но более того, Он, призывая Петра следовать за Ним, открывает и то, какой позорной смертью он умрёт (сразу после нашего отрывка Евангелия). Это не беспощадная атака на совесть бедного Петра, нет, просто в Своём диалоге с людьми Господь поднимает архиважные и серьёзные моменты, особенно в вопросе призвания. Нам свойственно бежать от той ответственности, которая подразумевается в понятии «агапэ», и мы довольствуемся «филиа», что приятнее и не терзает нашу совесть, Парадоксально, но мы мечтаем об любви-«агапэ», но и бежим от неё, она противоречит с нашим настоящим положением вещей. Но не стоит от неё бежать, друзья, тема не очень приятная, но что лучше: получив откровение от Бога, опечалиться о грехе и после быть побеждённым миром, умерев бесславно, или принять печаль, направив её к Богу, и также пострадать, но за истину, за правду, за любовь, не имея конфликтов с совестью, но быть потом прославленными Христом в Его нетленном Царстве?
Многие люди в своей жизни испытывают в своём сердце сильные страдания, имеют в нём жестокую борьбу противодействующих сил, молодые ли или старые, и многие не выдерживают этой борьбы, пойдя лёгким путём притупления голоса совести. Но есть и многие из тех, кто пошёл дальше в своём процессе Божьего призвания, это Пётр. Его путь достаточно тяжёл: бедное существование, частая разбитость импульсивной натуры, терзание совести, горчайшее разочарование от самого себя, от своего слабоволия, от своего отречения, которым прославился на все века, неустанный труд в жёстких условиях, религиозных противостояниях и, в конце концов, мучительная и позорная для еврея смерть… Но он из тех, кто дошёл до финиша… Если ты, дорогой читатель, находишь неравнодушие к исследуемому нами евангельскому отрывку, если находишь общие чувства с Петром, если слышишь голос Призывающего, если совесть вопиет к переменам в жизни, ответь Христу, как наш сегодняшний герой, с печалью ли, с борьбой, с некоей ли уклончивостью, но.. положительно.